Твоя реклама

Исследование луковицы двенадцатиперстной кишки

Home » Диагностика заболеваний у детей » Исследование луковицы двенадцатиперстной кишки

Исследование луковицы двенадцатиперстной кишки начинают при поступлении в нее первой порции контрастного вещества. Уже в этой стадии исследования можно судить о наличии в луковице жидкости или слизи по появлению крапчатости, неоднородности тени бариевой взвеси. Луковицу двенадцатиперстной кишки следует изучать в прямой и двух косых проекциях (оптимальной является правая), а также при дорсовентральном ходе центрального луча (рис. 127). Процессу заполнения луковицы двенадцатиперстной кишки первыми порциями бариевой взвеси следует придавать большое значение. В этот период можно отличить наличие жидкости в луковице от локального отека ее слизистой оболочки.

Луковицу двенадцатиперстной кишки исследуют в правой косой проекции. Чем моложе ребенок, тем больше должен быть поворот. Детей первых 2 мес жизни обследуют в правой боковой проекции, поскольку в этом возрасте печень имеет и абсолютно, и относительно большие размеры, чем у взрослых, и своим нижним краем нависает над выходным отделом желудка, смещая его, а также луковицу и верхнюю горизонтальную часть двенадцатиперстной кишки кзади. Лишь в дальнейшем в связи с увеличением объема брюшной полости эти соотношения меняются, и к 172—2 годам луковица перемещается кпереди и влево. Немалую роль играет так называемый физиологический метеоризм кишечника, свойственный детям раннего возраста. Раздутые газом петли кишечника, особенно поперечная ободочная кишка, смещают желудок кверху и кзади, соответственно сдвигая и луковицу двенадцатиперстной кишки.

Рис. 127. Прицельная рентгенограмма ребенка ребенка 12 лет. Луковица двенадцатиперстной кишки треугольной формы, туго выполнена контрастным веществом.

Изображение задней стенки луковицы получают при повороте больного в левую косую проекцию, однако поворот всегда ограничен вследствие наслоения тени желудка на луковицу, и далеко не у всех больных удается получить нужную рентгенологическую картину. У детей до 5 лет в указанной проекции луковицу двенадцатиперстной кишки вообще видеть невозможно. Если больного поставить спиной к экрану, а затем поворачивать к экрану левым боком, то задняя стенка луковицы выходит на контур, ближний к боковым отделам брюшной полости.

После поступления бариевой взвеси в луковицу двенадцатиперстной кишки сначала контрастное вещество размазывают по стенкам, а затем пытаются изгнать его, поскольку рельеф слизистой оболочки виден лишь при «пустой» луковице. Фазу «пустой» луковицы можно уловить вслед за очередным сокращением. После изучения рельефа слизистой оболочки исследуют контуры луковицы, перемещая больного в описанные выше положения. Туго заполненную контрастным веществом луковицу изучают на протяжении всего исследования.

Во время приема ребенком бариевой взвеси в желудок, как правило, поступает большое количество воздуха, вследствие чего увеличивается объем газового пузыря. Часть воздуха вместе с

Рис. 128. Прицельная рентгенограмма ребенка 12 лет. В области вершины луковицы двенадцатиперстной кишки остаточное пятно контрастного вещества на рельефе — результат проекционного изображения нисходящего отдела кишки.

Контрастным веществом переходит в луковицу двенадцатиперстной кишки, но все же выраженной картины естественного двойного контрастирования, аналогичной возникающей в желудке, не появляется. Для улучшения двойного контрастирования луковицы двенадцатиперстной кишки естественным путем целесообразно перевести больного в горизонтальное положение на спине. При этом воздух активно перемещается к выходному отделу желудка и дальше — в луковицу двенадцатиперстной кишки при повороте ребенка на левый бок.

Обязательным является изучение послелуковичного отдела, поэтому исследование нужно проводить не только в вертикальном положении больного, но и в горизонтальном. Необходимое условие — полипозиционное изучение всех отделов послелуковичной части кишки, при этом особо тщательно исследуют переход луковицы в верхнегоризонтальный отдел и область перехода двенадцатиперстной кишки в тощую. С этой целью ребенка медленно поворачивают на трохоскопе из положения в прямой проекции в правую косую (боковую), затем в левую и перемещают его на живот (рис. 128).

Сопоставление результатов исследований в вертикальном и горизонтальном положениях позволяет получить более точное представление как о рентгеноанатомической: картине кишки, так и о ее функциональных характеристиках, в частности о сфинктерном аппарате.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями: