Обзорную рентгенограмму органов грудной полости и живота производят с помощью вертикального кассетодержателя с отсеивающей решеткой, прежде всего детям первого года жизни.
Обзорное исследование необходимо для получения информации не только о теневой картине брюшной полости, но и состоянии органов дыхания, что обусловлено существованием двусторонней связи между нервами брюшной полости и X—XII парами межреберных нервов, влиянием раздражения диафрагмального нерва на состояние органов грудной и брюшной полости, а также забрюшинного пространства. Неменьшее значение имеет обзорное исследование брюшной полости, выполняемое с целью определить распределение газов по желудочно-кишечному тракту [Cohen М. D. et а!., 1985]. Через 6—8 ч после рождения ребенка воздух заполняет все петли кишечника, поэтому полное или частичное отсутствие газа в них является свидетельством атрезии или сдавления кишечника. Однако каждый раз следует уточнить, не предшествовала ли исследованию рвота, поскольку с рвотными массами выводится воздух из желудка и двенадцатиперстной кишки.
Подготовка ребенка к рентгенологическому исследованию желудочно-кишечного тракта. Не следует добиваться хорошего очищения ободочной кишки от содержимого, поскольку ее состояние не отражается на результатах исследования желудка и двенадцатиперстной кишки. Исключением являются дети первых месяцев жизни, у которых иногда поперечная ободочная кишка может быть так сильно заполнена газом, что приводит к стойкому перегибу желудка. В таких случаях ребенку вставляют газоотводную трубку, и этого вполне достаточно для удаления воздуха и проведения исследования. Отмена очистительных клизм положительно влияет на эмоциональный тонус ребенка.
Детям первого года жизни отменяют первое кормление в 6 ч утра. Таким образом, голодный промежуток становится равным 10—12 ч. Если у ребенка большой дефицит массы, то порядок кормления не меняют, однако перед исследованием удаляют содержимое желудка через зонд.
Все лекарственные препараты отменяют за одни, а если позволяет состояние больного, то за 2 сут до исследования, поскольку большинство препаратов оказывает не только местное, но и центральное действие. Исследование всегда проводят натощак.
В случае, когда необходимо выполнить исследование желудочно-кишечного тракта во второй половине дня, т. е. в 13—14 ч, утром в день исследования дети получают завтрак, состоящий из стакана сладкого чая, бутерброда с маслом и нескольких кусочков крекера.
Контрастные методы исследования. Контрастные вещества. Выбор контрастного вещества зависит от возраста ребенка. В период новорожденное™ (18—20 дней жизни) целесообразно применять водорастворимые контрастные вещества (уротраст, верографин и др.), поскольку аспирация их в дыхательные пути не вызывает вторичных изменений. Гиповолемия как осложнение после их приема наблюдается исключительно редко, однако применять водорастворимые контрастные вещества необходимо в ограниченном количестве (табл. I). Поскольку они усиливают перистальтическую активность желудка и двенадцатиперстной кишки, их целесообразно использовать при изучении стенозирующих процессов.
После 20-го дня жизни для контрастирования верхних отделов пищеварительного тракта применяют водную взвесь сульфата бария. Взвесь готовят из расчета 80 г сухого порошка сульфата бария на 100 мл кипяченой воды. Для приготовления бариевой взвеси используют стационарные смесители типа «Воронеж». В качестве стабилизатора мелкодисперсной бариевой взвеси мож-
Таблица I
Расчеты дозы контрастного вещества и воды при исследовании верхних отделов пищеварительного тракта и проведении водно-сифонной пробы в зависимости от объема разового питания 1
Возраст |
Количество пищи на прием, г |
Количество Контрастного Вещества, Мл |
Количество воды при воднозифонной пробе, мл |
8—15 дней |
50-60 |
15-20 |
25—40 |
До I мес |
70-80 |
25-30 |
45-50 |
I » |
90 |
30 |
60 |
2 » |
110-120 |
40 |
70—80 |
3—4 » |
150 |
50 |
100 |
5 » |
175-195 |
60-65 |
115—120 |
От 6 мес до I года |
200 |
70 |
130 |
Старше I года |
150 |
200 |
1 В таблице приведены средние значения; в зависимости от массы тела вводят соответствующие поправки.
Но добавлять карбоксиметилцеллюлозу из расчета 0,5 г на 100 мл воды. При обследовании детей первого года жизни можно смешивать бариевую взвесь в соотношении I : 2 со сцеженным грудным молоком или тем видом прикорма, который получает ребенок.
Контрастное вещество вводят тем же способом, какой используют при кормлении ребенка: из бутылки с соской, из ложечки, из стакана. Через катетер контрастное вещество вводится лишь при подозрении на атрезию или стеноз пищевода и неукротимой рвоте, а также глубоко недоношенным детям, с неустановившимся актом глотания. Бариевую взвесь принимают маленькими глотками, при этом дети раннего возраста проглатывают большое количество воздуха. Для того чтобы добиться такого эффекта у детей старшего возраста, во время исследования им следует задавать вопросы. Отвечая на них, ребенок заглатывает воздух в большом количестве, в результате чего в желудке создаются условия, напоминающие искусственно вызванное двойное контрастирование у взрослых. Этот феномен настолько отчетливо выражен, что лишь в единичных случаях приходится прибегать к раздуванию желудка газообразующими смесями. Необходимо проследить за прохождением первого глотка бариевой взвеси, который у здоровых детей из пищевода сразу поступает в желудок, не задерживаясь в наддиафрагмальном сегменте. Все последующие порции, хотя бы ненадолго, задерживаются, образуя эпифренальную ампулу пищевода.
Наиболее отчетливо абдоминальный сегмент пищевода у детей определяется в левой косой проекции, на фоне большого газового пузыря желудка, однако в этом положении он проекционно укорочен. В связи с этим в левой косой проекции следует изучать прохождение лишь первой порции бариевой взвеси, последующие же (при изучении пищевода) — в прямой, а для того чтобы представить истинную протяженность абдоминального сегмента пищевода, его необходимо исследовать в правой косой проекции.
Изучение рельефа слизистой оболочки пищевода проводят в горизонтальном положении обследуемого во время приема им дополнительной порции контрастного вещества — густой взвеси сульфата бария. G этой целью целесообразнее использовать смесь бариевой взвеси с яичными белками. Однако у детей, особенно первого года жизни, рельеф слизистой оболочки хорошо выявляется без всяких добавок при проглатывании контрастного вещества небольшими порциями. Воздух, постоянно поступающий вместе с бариевой взвесью, создает условия двойного контрастирования, на фоне которого определяются складки слизистой оболочки, внутренний контур пищевода, отчетливо видно образование ампулы пищевода. В ряде случаев складки слизистой оболочки выявляются даже в вертикальном положении больного. Чем старше ребенок, тем менее эффективна данная методика получения пневморельефа, поэтому целесообразно добавлять к бариевой взвеси яичные белки из расчета: белки двух яиц на стакан бариевой взвеси.