Твоя реклама

Натуральные масла в древней Греции

Home » История ароматов » Натуральные масла в древней Греции

Натуральные масла в древней ГрецииИзобрели врачебное искусство, по мнению древних греков, три бога — Аполлон, Асклепий и Артемида. Несколько слов о каждом из них. Аполлон считался богом-покровителем искусств. Он обладал также даром исцеления. Поэтому в некоторых святилищах Аполлона лечили больных. Асклепий, названный римлянами Эскулап, был сыном Аполлона. Его имя связано с медициной.

Заботилась о здоровье, как верили древние греки, естественно, и вся его семья. Жена Эпионе — «болеутолительница». Дочь Гигиея ~ богиня здоровья. Вторая дочь Панацея — «всецелительница». Сыновьями бога-врачевателя были Махаон и Подалирий — лекари времен осады Трои.

Гомер пишет о них как о талантливых хирургах. Дошедшие до нас мифы рассказывают, что Асклепий проходил курс обучения лечения травами и всевозможными зельями у кентавра Хирона. Получив такое образование, он стал не только удачно лечить, но даже воскрешать умерших. Он же, как и его родственники, использовал такие, ставшие позднее популярными, методы лечения, как массаж и ванны, ингаляции и компрессы с ароматическими травами. С каждым годом все более широкое применение находили натуральные масла, дарованные природой средства.

Тогда же появились зачатки практической ароматерапии. Ее развитие нужно связывать с временем начала целенаправленной деятельности древнегреческих лекарей-жрецов, использовавших в своей практике элементы того, что сегодня мы называем ароматерапией. Сегодня трудно отделить истинную историю медицины от мифов и легенд. В давние времена молодая медицинская наука не имела систематических знаний о человеке и его болезнях. Способы врачевания и лекарства были обязаны своим рождением вековой практике народной медицины и его величеству случаю. В конце VI в. до н.э. появились легенды, в которых идеализировались те, кому удалось возвратить здоровье своим пациентам. Одним из тех, чье имя сохранилось в памяти греков, был Асклепий.

Он первый из врачей удостоился величественного памятника. Его соотечественники оказались не только благодарными потомками, но и мудрыми гражданами. В честь легендарного врача в разных городах Греции возвели многочисленные святилища. Назвали их асклепионами. Мало того, в этих местах были устроены настоящие больницы.

А раз есть больницы — милости просим докторов! И за дело оздоровления нации взялась армия жрецов-лекарей! Эти пионеры европейской медицины, хорошо знавшие строение человеческого тела, разработали целый комплекс обязательных «медико-оздоровительных» обрядов. Необходимыми элементами исцеления в асклепионах стали молитвы, культовые церемонии очищения и магические танцы. Звучала музыка, горели благовонные костры и со словами религиозного внушения, с запахом ароматов и настоями трав, чудодейственными мазями и притирками — надежными, испытанными средствами экспериментальной медицины, к человеку возвращалось здоровье.

Современные пациенты выплескивают свои эмоции в больничные книги отзывов и газетные статьи. Иногда крик души вырывается на стену палаты или ствол ближайшего дерева. Это своеобразная терапия. Древние греческие пациенты были чем-то сродни нам. В асклепионах они оставили потомкам бесценные документы — таблички. На них благодарность богу-врачевателю. Так, один человек из Вифии страдал подагрой.

С трудом добрался он до святилища Асклепия. В дороге он устал и решил отдохнуть. Откуда ни возьмись — гусь, который ни с того, ни с сего щиплет больного за ногу до крови. 1 от вскакивает и в страхе бежит. — О, чудо!

— воскликнул больной, — моя нога перестала болеть. В IV в. до н.э. Диокл из Кариста отстаивал идею зависимости состояния здоровья человека от гигиены тела и диеты. Но какие бы новые методы лечения ни применялись, самое широкое распространение в те годы имели народная медицина и знахарство, траволечение и традиционная вера в целительные силы природы. Вот одна история. В Патрах у святилища Деметры был знаменитый источник.

Его называли священным и верили в его целебную силу. Здесь устраивали гадания. Со всех сторон он был обнесен высокой оградой, со стороны храма к источнику вел каменный спуск. Множество больных со всей Греции стекались к этому месту, чтобы узнать, выздоровеют ли они. Больные разжигали курильницы с благовониями и возносили молитву богине Деметре. На тонкой бечевке опускали зеркальце к воде.

Обязательное условие — край зеркальца должен лишь слегка касаться поверхности. В атмосфере таинственности, вдыхая чудные ароматы, сраженные недугом люди читали в зеркальце ответ: будут ли они здоровы. А поскольку нет на земле человека, который бы хотел вечно болеть, наверняка древние греки видели в отражении счастье и здоровье. Шел IV в. до н.э. Философ-идеалист, ученик Сократа — Платон пишет «З.аконы», в которых определяет целый ряд предписаний.

Они — для торговцев и таможенной службы. Вот, например, как в то время выглядели ограничения в свободе торговли ароматами: «Не допускается ввоз ладана и других чужеземных курений, употребляемых при богослужении, и ввоз пурпура и окрашенных тканей… раз в этом нет никакой необходимости. Точно так же не разрешается вывоз таких предметов, наличие которых необходимо в стране.

Во всем этом должны разбираться стражи законов…». Нанесение благовоний на тело, использование духов и косметики для женщин Древней Греции было таким же естественным, как, скажем, для нас умывание. Поэтому И. Ефремов в романе «Таис Афинская» не устает упоминать благовония в описании эллинских красавиц: «Эгесихора не вошла, а ворвалась, распространяя запах розового масла и сладкой аравийскои смолки». Та же героиня, попав в святилище Киниске, первой из женщин одержавшей победу на Олимпийских играх в конных состязаниях, «совершила возлияние и зажгла кусочек ароматической смолы лавзониевого кустарника». Часто благовония служили средством взаиморасчетов.

Вот как передает Лукиан в «Диалогах о гетерах» разговор между недавно обедневшим моряком и его бывшей любовницей: «Дорион: Во-первых, сикионские башмаки — две драхмы. Учти эти две драхмы. Миртала: Но за них я провела с тобой две ночи. Дорион: Затем, когда я вернулся из Сирии, я привез тебе сосуд с алавастровым маслом, который тоже — о боги!

— стоил мне две драхмы. Миртала: Но, когда ты уходил в море, я отдала тебе самую красивую рубаху… Ее оставил мне второй любовник за то, что я провела с ним ночь». Истоки искусства украшать себя теряются в глубине веков.

Женщины Древней Греции достигли в этом немалых успехов. Они покрывали лицо румянами и белилами, красили губы и смазывали волосы благовонным маслом. Аптекари еще со времен античности наряду с лекарствами готовили всевозможные косметические средства. Археологи установили, что женщины Эллады использовали чистый углекислый свинец в качестве белил. Румянами служила естественная киноварь. Для приготовления пудры собирали пахучие цветы, сушили их и растирали в ступке.

Ароматные порошки служили средством от пота, для ароматизации постели. Существовали специальные рецепты приготовления ароматов для улучшения запаха одежды. Притом каждому виду одежды должен был соответствовать свой аромат. Самыми популярными были запахи роз и фиалок. Среди масел, использовавшихся для массажа, изготовления косметических средств, самым популярным было оливковое.

Культурой оливкового дерева, этого бесценного подарка, который составил основу экономики Греции, по мнению афинян, они были обязаны богине Афине. Широко использовали оливковое и другие масла с порошками цветов. Такими ароматными мазями умащивали атлетов. В греко-римской борьбе или иных единоборствах это служило хорошим средством защиты.

Блестящее после массажа и умащивания маслом мужское тело выглядело мужественно и грациозно. Благовония имели твердую и жидкую консистенцию. Твердые — для втирания, жидкие — как духи.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями: