Твоя реклама

Натуральные масла в Древней Руси

Home » История ароматов » Натуральные масла в Древней Руси

Натуральные масла в Древней РусиЛюбимые ароматы в разные века у разных народов были различными. Наверное, изысканный запах благовоний сопровождал обладательницу изящного золотого шаровидного флакончика на цепочке (с. 51). Он хранится в коллекции Эрмитажа. Археологи нашли его во время раскопок кургана Хохлач близ Новочеркасска Ростовской области и отнесли к I в. н.э. Своеобразные ароматы сопровождали банную церемонию скифов — древних обитателей Северного Причерноморья. Вот как об этом рассказывает Геродот: «Скифы подлезают под войлок, берут семена конопли и бросают их на раскаленные камни; от этих семян поднимается такой дым и пар, что никакая эллинская баня не превзойдет этой. Скифы наслаждаются ею и громко воют от удовольствия».

Надо сказать, что среди древних ариев бытовал культ сомы — вещества и божества экстаза. И вопли одурманенных скифов были сродни завываниям шаманов. Хотя, отдавая дань изобретательности степных кочевников, уместно сделать оговорку — традиционные скифские парилки для основной части населения, включая женщин и детей, обходились без зловредного дурмана. И из банных традиций будущего конопля ушла, уступив место травам и настоям, служившим здоровью человека, а не наоборот.

Одной из самых больших сенсаций нашего века в области исследований исторического прошлого стала находка «Велесовой книги». Это языческая летопись, которая охватывает период с IX в. до н.э. до IX в. н.э. О подлинности этого памятника споры идут по сей день. Итак, что же такое «Велесова книга»? Это испещренные письменами дощечки, сильно разрушенные временем. «Книга дощечек», расшифрованная учеными, открывает перед нами пласты древней истории славянских племен.

Авторы «книги», как можно предположить, жрецы-язычники. Становится понятным поэтому характер всего произведения. Это сборник нравоучений, который писался разными авторами в разное время. «Даждь-боговы внуки», как называют себя наши предки, естественно, испытывали панический трепет перед силами природы. Поэтому поклонялись они, наряду со всем прочим, цветам и травам.

Но не только поклонение вызывали у них ароматные соседи. Дощечка № 4 говорит о том, что древние славяне приносили в жертву цветы и настои трав. «Боги русое не берут жертв людских и ни животными, единственно пчоды, овощи, цветы, зерна, молоко, сырое питье (сыворотки), на травах настоенное, и мед, и никогда живую птицу и не рыбу, а вот варяги и аланы богам дают жертву иную страшную, человеческую, этого мы не должны делать, ибо мы Даждъ-боговы внуки и не можем идти чужими стопами…». Текст одной из дощечек «Велесовой книги», IX в. Небезынтересен в этом смысле текст одной из дощечек: «Боги русов не берут жертв людских и ни животными, единственно плоды, овощи, цветы, зерна, молоко, сырое питье (сыворотки), на травах настоенное, и мед, и никогда живую птицу и не рыбу, а вот варяги и аланы богам дают жертву иную — страшную, человеческую, этого мы не должны делать, ибо мы Даждь-боговы внуки и не можем идти чужими стопами…

». Исстари на Руси лечением ароматическими травами занимались знахари (ведуны, волхвы). Среди простого народа было много знатоков лечебных свойств трав и цветов. Об одном из представителей народной медицины рассказывает Олесь Аупий в своем романе «Падение древней столицы»: «Мстислав Семибрат никому еще не жаловался на свое здоровье, даже если донимала боль под ребрами. Выходил тогда из хаты, искал себе уголок в риге или на сеновале и там страдал, пока муки не оставляли его. Еще в молодости, когда жена тяжко заболела головой и никто не мог ей помочь, научился у местного травника готовить лекарства. Несколько раз ходил к нему, помогал готовить смеси из листьев, трав, кореньев.

Запомнил все, что из чего для лечения каких болезней готовить. Потом и сам стал пробовать на себе разные настои, и уже не нужно было искать лекаря, когда начинались приступы. Не раз помогал своим детям и внукам, да и все сельчане знали, что лучшего лекаря, нежели Мстислав Семибрат, поблизости нет. Благодаря этому умению да чистому воздуху Приднепровья дожил до таких почтенных лет. Иногда дивился сам себе — ведь давно мог отойти к предкам за ту золотисто-красную черту, откуда никто не возвратился. Но открыв утром глаза и убедившись, что еще может сам встать и пойти поглядеть на божий свет, радовался: еще один день подарен ему». Часто лечение сопровождалось посещением бани с душистым веником и настоями, сжиганием ароматических трав и цветов, листьев и веток деревьев. Стало быть, методы современной ароматерапии успешно применяли еще древние русичи.

Народно-поэтическая традиция донесла до нас целый ряд магических заговоров и заклинаний. Среди них не только такие, целью которых было избавление от недуга. Вот, например, назначение женских — понравиться суженому, приобрести уважение и почет среди людей. Слова эти произносили, как правило, умываясь или нанося на лицо косметику. Любовные заговоры произносили на утренней или вечерней заре и повторяли по 3 раза.

«Умывайся, мое личико бело, румяно, всем молодцам приглядно». «Будь мое лицо бело и чисто, точно сирень душиста». «Сколько во поле цветов, столько мне женихов». Когда во время танцев парень, понравившийся девушке, брал ее за руку, она должна была вручить ему цветок пахучий, а про себя сказать: «Ты меня за руку, а я тебя за сердце». А вот такой текст наговаривали девушки на воду, бросая в нее лепестки цветов, а потом ею умываясь: «Царица водица, святая водица, ключевая матушка!

Как ты умываешь пенья, трехцветно каменье. Умой мое красно личико ароматами, Чтоб меня скорее сосватали!» Со времен Киевской Руси знахари среди прочих болезней лечили импотенцию. Курс лечения включал употребление настоев и отваров, смазывание лобка и нижней части живота маслянистыми пахучими составами, обязательное посещение бани и массаж. Что касается компонентов мазей, то эти рецепты до нас не дошли.

Натуральные масла в Древней РусиСо временем изготовлением лекарств стали заниматься так называемые зелейные лавки.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями: